Возрастные особенности физического развития детей


Ранний дошкольный возраст.
Детям этого возраста непросто управлять своими движениями. Центр тяжести у них расположен выше, чем у взрослых. Большая часть веса приходится на верхнюю половину тела. Поэтому они быстрее теряют равновесие, им сложно остановиться на бегу или поймать большой мяч и не упасть. Способность совершать движения большой амплитуды: бегать, прыгать, бросать предметы развивается быстрее. Это – так называемая грубая моторика. Развитие мелкой моторики, то есть способности совершать точные движения мелкой амплитуды кистями рук и пальцами (пользоваться вилкой и ложкой, управляться с карандашом и т.д.) – происходит медленнее.
Младший и средний дошкольный возраст
Ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол  и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правойрукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при  этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. Двигательная ак- тивность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностейповышается
Ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после  прогулки,  игр,  туалета;  акку-  ратно  пользуется  туалетом:  туалетной  бумагой,  не  забывает  спускать  воду  из  бачка   для слива; при приеме  пищи  пользуется  ложкой, салфеткой;  умеет  пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок  в  одежде,  прическе,  пользуясь зеркалом,расческой).

Старший дошкольный возраст
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более  совер-  шенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчи- вость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но  на  небольшие  рас-  стояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние  движения,  которые  наблюдаются  у  де-  тей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе(«я -хороший, ловкий» и  т.д.). Уже  начинают  наблюдаться  различия  в  движениях  мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие,плавные).
К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук.  Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязатьбантиком.
В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с  условиями  погоды,  выполняет  основные  пра-  вила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образажизни.
К 7 годам скелет ребенка становится более  крепким,  поэтому  он  может  выпол-  нять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние  движения.  Ребята  уже  самостоятельно,  без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляциядвижений).
Ребенок уже способен достаточно  адекватно  оценивать  результаты  своего  уча-  стия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мысильнее»).
Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, ма- ленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими на- выками и понимает их необходимость.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соревнования по лёгкой атлетике

Ребята показали хорошие результаты на соревнованиях, но есть еще к чему стремиться!!!  ...