Ранний дошкольный возраст.
Детям этого возраста непросто управлять
своими движениями. Центр тяжести у них расположен выше, чем у взрослых. Большая
часть веса приходится на верхнюю половину тела. Поэтому они быстрее теряют
равновесие, им сложно остановиться на бегу или поймать большой мяч и не упасть.
Способность совершать движения большой амплитуды: бегать, прыгать, бросать
предметы развивается быстрее. Это – так называемая грубая моторика. Развитие
мелкой моторики, то есть способности совершать точные движения мелкой амплитуды
кистями рук и пальцами (пользоваться вилкой и ложкой, управляться с карандашом
и т.д.) – происходит медленнее.
Младший и средний дошкольный
возраст
Ребенок владеет основными жизненно важными движениями
(ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к
определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более
сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять
свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений
характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его
фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической
скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол
и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному
мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола
в небольшую коробку (правойрукой).
Начинает развиваться самооценка при
выполнении физических упражнений, при
этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
Двигательная ак- тивность становится
целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными
и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса
деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию.
Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется
интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей
возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех
детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных
построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностейповышается
Ребенок владеет элементарными гигиеническими
навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом
после прогулки, игр,
туалета; акку- ратно пользуется
туалетом: туалетной бумагой,
не забывает спускать
воду из бачка
для слива; при приеме пищи пользуется
ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может
самостоятельно устранить беспорядок
в одежде, прическе,
пользуясь зеркалом,расческой).
Старший дошкольный возраст
Продолжается процесс окостенения скелета
ребенка. Дошкольник более совер- шенно овладевает различными видами движений.
Тело приобретает заметную устойчи- вость. Дети к 6 годам уже могут совершать
пешие прогулки, но на небольшие
рас-
стояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения,
которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения,
которые наблюдаются у де- тей
3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать
результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение
полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость,
способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение
к себе(«я -хороший, ловкий» и т.д.).
Уже начинают наблюдаться
различия в движениях
мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек –
мягкие,плавные).
К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики
пальцев рук. Некоторые дети
могут продеть шнурок в ботинок и завязатьбантиком.
В старшем возрасте продолжают
совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии
с условиями погоды,
выполняет основные пра-
вила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки
самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового
образажизни.
К 7 годам скелет ребенка становится
более крепким, поэтому
он может выпол-
нять различные движения, которые требуют гибкости,
упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует
усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими,
подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные
прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения.
Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут
выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их,
изменяя (произвольная регуляциядвижений).
Ребенок уже
способен достаточно
адекватно оценивать результаты
своего уча- стия в подвижных и спортивных играх
соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет
ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде
(«мы выиграли, мысильнее»).
Имеет представление о своем физическом
облике (высокий, толстый, худой, ма- ленький
и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими на-
выками и понимает их необходимость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий