Цели:
1. Развитие координации движений, крупной,
средней и мелкой моторики.
2. Развитие координации зрения, моторики и
речи.
3. Создание условий для развития у детей
индивидуального и коллективного ритма
Мяч - одна из самых
древних и любимых игрушек в мире.Уже в античности мячи шили из
кожи и набивали чем-нибудь: мхом, перьями, семенами инжира, волосом,
песком и т. д.
Игры и задания с мячом
способствуют:
- укреплению мышц плечевого пояса, туловища,
мелких мышц рук;
- развитию крупной, средней моторики;
- развитию координации движений, ловкости,
ритмичности и точности движений.
Младший дошкольный
возраст (3-4 года)
Идёт активное
встраивание в предметный мир, у детей становится координация глаз-нога, затем
глаз-рука. Ребёнок активно действует двумя руками:
берёт ложку, карандаш то в одну руку, то в другую – синхронизирует работу
полушарий. Когда работают две руки (вяжет, играет на
музыкальном инструменте, вышивает, человек становится более способным. Поэтому
все упражнения необходимо,по возможности выполнять
одновременно двумя руками: на зарядке, на ритмике, брать и бросать
мяч, игры со скакалкой.
Цель работы с
мячом: приобрести собственный двигательный опыт, создать условия для
появления «чувства мяча», развития крупной моторики и отрыва рук от туловища.
Упражнения с мячом способствуют освоению собственного тела и
ориентировке ребенка на себе.
1.Упражнения на освоения материала:
барабанить по мячу сначала медленно, затем
быстрее;
хлопать мяч по бокам;
стучать мячом
о пол перед собой, сбоку от себя, с другого бока;
катать мяч с горки;
Катать мяч по своему телу с проговариванием
своих действий;
протирать мяч влажной салфеткой или мыть в
тазике, и. т. д.
2.Упражнения на ориентировку на себе: прижать мяч к
груди, к коленям, поставить стопу на мяч, положить мяч на голову, поднять мяч
над головой, перекатить мяч вокруг себя и т. д.
3.Упражнения на развитие крупной моторики и отрыва рук от туловища:
катать мяч воспитателю и друг другу в
положении сидя и стоя;
катать мяч вдаль и догонять его;
сидя в кругу, катать мяч друг другу со словами
«Маша, лови.);
бросать и ловить мяч
от взрослого к ребёнку ("назови своё имя");
передавать мяч друг
другу, называя имя соседа ("Маша, на мяч");
стучать мячом
об пол (по мячу) под простейшее
стихотворение;
подкидывать мяч и
ловить (к концу 2 мл. группы);
отбивать мяч о
пол (к концу года). Неободимо обращать внимание на то,чтобы
ребёнок не ронял мяч на пол, а отбивал его об пол с силой.
4.Упражнения на ориентировку в пространстве относительно предмета:
обойди мяч вокруг,
встань за мячом, сбоку от мяча (уточнение смысла предлогов);
спрячь мяч по стул, за стул…;
сбивание кеглей, стоящих на малом расстонии;
забрасывание мяча в
корзину с расстояния 1 - 2 м;
Передавать мяч друг другу по кругу. На хлопок
воспитателя менять направление.
Средняя группа (4 - 5 лет)
1.Упражнения на освоения материала:
барабанить по мячу по
сигналу руки взрослого тише - громче (рука опущена вниз - тихо, рука
выше - звук громче, рука вверу - громко);
стучать мячом
о пол перед собой, справа от себя, слева;
катать мяч по своему телу с проговариванием
своих действий;
протирать мяч влажной салфеткой или мыть в
тазике, и. т. д.
передавать 2 мяча
друг другу в разных направлениях. На хлопок воспитателя меняем направление.
2 Упражнения на ориентировку на
себе: прижать мяч к груди,
к коленям, поставить стопу на мяч, положить мяч на голову, поднять мяч над
головой, перекатить мяч вокруг себя и т. д.
3. Упражнения на
развитие крупной моторики и "отрыва"рук от туловища:
катать мяч воспитателю и друг другу в
положении стоя в наклон;
сидя в кругу, катать мяч друг
другу,проговаривая слова по текущей теме;
бросать и ловить мяч друг другу;
Бросать мяч друг другу с отбиванием от пола;
передавать мяч друг другу,проговаривая
ритмичные стихи, считалки из текущей темы;
стучать мячом
об пол (по мячу) стихотворение,
считалку, слова из текущей темы;
подкидывать мяч и
ловить (увеличить высоту);
отбивать мяч о пол. Неободимообращать внимание
на то,чтобы ребёнок не ронял мяч напол, а отбивал его об пол с силой.
4.Упражнения на ориентировку в пространстве относительно предмета:
обойди мяч вокруг,
встань за мячом, сбоку от мяча (уточнение смысла предлогов);
спрячь мяч по стул, за стул…;
сбивание кеглей,
стоящи на расстонии, большем, чем диаметр мяча;
забрасывание мяча в
корзину с расстояния 2,5 - 3 м;
Вращать мяч, как
волчок, каждой рукой по очереди в разные стороны.
Старшая группа (5-6 лет)
Дети начинают играть
небольшими группами, выполнять коллективные задания. Становление
коллективных видов деятельности требует выполнение работы в едином
ритме. Единый ритм нужен для того, чтобы выполняя общее задание, дети
находились в едином смысловом пространстве, видели и понимали друг друга.
Мыслить, рассуждать в едином ритме это значит видеть и понимать символы и знаки
другого. Поэтому в старшей группепоявляются новые задачи:
создание условий для работы детей малыми группами и в парах в
едином ритме и становление координации глаз-речь-рука.
1.Упражнение в парах:
перебрасывание мяча друг
другу с расстояни 1,5 - 2м;
отбивание мяча о
пол с проговариванием стихотворения, подстраиваясь под ритм друг друга по 2 - 4
человека (только те дети, которые могут. Если ребёнок ещё не отошел от
индивидуального ритма, то настаивать на общем ритме нельзя).
С одним мячом:
один другому катит, второй перебрасывает по воздуху; с двумя мячами:
один мяч бросает низко, другой перебрасывает выше.
ориентировка на партнёре: возьмитесь за мяч правыми руками; зажмите мяч
спинами и присядьте; зажмите мяч животами и наклонитесь к окну; зажмите мяч
ногами и пройдите вперёд и т. д.
2. Ориентировка на себе.
кто может переложить мяч под коленом и не
уронить;
сидя на полу поднять мяч двумя ногами;
зажать между коленями и подпрыгнуть и др.
3.Упражнения на единый ритм:
отбивание мяча
о пол (подбрасывание) под простейшее
стихотворение (на каждое слово – удар мяча);
Упражнение «Раз-себе, два-другому» с общим
проговариванием (1 - 2 мяча);
Воспитатель (ребёнок) ударяет мячом о пол, дети на
каждый удар вытаскивают палец (Цель – единый ритм и удержание
множества);
4. Упражнения на координацию глаз-рука;
Подкинуть-поймать, подкинуть-хлопнуть-поймать,
подкинуть - два раза хлопнуть-поймать;
Вращать мяч
влево (вправо) левой (правой) рукой;
Вращать 2 мяча одновременно
двумя руками.
5.Использование упражнений с мчом в занятия по ФЭМП:
Отбить мяч столько
раз, сколько в группе окон, шкафов, сколько покажу пальцев, и т. п.
Отбивать мяч покругу, проговариваривая задачи
в стихах,
Отбить мяч впереди, слева, справа.
6. Использование
упражнений с мячомв занятиях по развитию речи:
Отбивать мяч,проговаривая стиотворение, на
каждое слово или по ритму (нельзя использовать оба варианта в одном занятии,
Отбить мяч, услышав заданный звук в потоке
звуков, слогов, слов.
Подготовительная группа (6 - 7 лет)
Задачей этого периода является: умение выстраивать общий со сверстниками контекст
деятельности (совместная игра, коллективный рисунок,
конструирование). К этому периоду у ребёнка должна выстроиться
первичная картина мира, появиться собственные представления. Дети могут
проводить соотнесения между собственной «картиной мира» и
представлениями сверстников и взрослых.
Все упражнения с мячом
усложняются: прибавляется количество мячей, повышаются требования к
качеству исполнения
1.Упражнения на единый ритм:
отбивание мяча
о пол (подбрасывание) под
стихотворение, считалку, чистоговорку. Упражнение «Раз-себе, два-другому» с общим
проговариванием (от 1 до 5 мячей);
добавляются
упражнения, проводящиеся в подгруппах по 5, 6, 7 человек, а затем
целой группой.
в упражнениях на
единый ритм удерживать ритм всей подгруппой или группой;
«Море волнуется «раз» с отбиванием мяча о пол; море
волнуется «два» отбиваем мяч два раза и
т. д.
крутить мяч «волчком» на месте и по направлению друг другу.
идти набивая мяч. По хлопку воспитателя
направление движения меняется;
Отбивание от 2 до 5 мячей по кругу кругу с
проговариванием стиов, считалок и т. д.
Мячи у детей через одного. Отбивать мчи по
кругу с проговариванием стиов, считалок и т. д.
Отбивать или
подбрасывать мяч делая шаги вправо (влево) по
кругу с проговариванием стиов, считалок и т. д.
Последовательное
отбивание и подбрасывание мяча кругу с проговариванием стиов,
считалок и т. д.
2. Использование
упражнений с мячом в занятия по развитию речи.
Отбивать мяч,проговаривая стиотворение, на
каждое слово или по ритму (нельзя использовать оба варианта в одном занятии,
Отбить мяч, услышав заданный звук в потоке
звуков, слогов, слов.
3. Использование упражнений с мчом в занятия
по ФЭМП
Отбить мяч столько
раз, сколько в группе окон, шкафов, сколько покажу пальцев, и т. п.
Отбивать мяч покругу, проговаривариванием
задачи в стихах,
Отбить мяч впереди, слева, справа;
упражнение вида «Раз-себе, два – другому», со счётом до 10 и обратно, с
называнием дней недели, месяцев, и т. п.
4. Упражнения с
маленьким набивным мячом совершенствуют мелкую моторику,
способствуют развитию подвижности, ловкости кистей рук.
перебрасывание мячика из руки в руку;
перекидывание друг другу в парах;
упражнение с
двумя мячами: один подбросить и поймать другой рукой, второй
переложить из руки в руку;
сидя на полу поднять мяч зажав его ступнями
метание в цель (формирование видения и удержания строки);
бросающий стоит на
расстоянии 3 - 4 м от мишени, а остальные дети -- правым боком к мишени, левым
-- к бросающему и следят за полетом мяча.
Комментариев нет:
Отправить комментарий